Педагогам
Письмо Минобрнауки России от 28_04_2014 N ДЛ-115 03 "О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет" /ОТКРЫТЬ/.pdf
Обратите внимание на гигиенические требования,
которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
· ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
· лучше работать за компьютером в первой половине дня;
· комната должна быть хорошо освещена;
· при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
· расстояние от глаз до монитора – 60 см;
· периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с ФГОС общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»);
- знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания;
- проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Методические рекомендации и информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение детей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернетзависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internetproject/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)
Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru).
На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт. Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет».
УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ.
Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт http://www.microsoft.com/ru-ru/security/familysafety/kids-social.aspx, http://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.
Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет. В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_201 4_g/print.
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете. Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся.
Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». Родителям можно порекомендовать установить на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор www.icensor.ru.
Прилагаются для изучения следующие нормативные документы:
- Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»
- Письмо Минобразования РФ от 13.08.2002 № 01-51-088ин »Об организации и использования информационных и коммуникационных ресурсов общеобразовательных учреждений»
Интернет-ресурсы для педагогических работников:
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete - сайт фонда развития интернет
- http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
- http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
- http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
- http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
- http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности
Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (www.Единыйурок.дети)
В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России проходит Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (далее – Единый урок). Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.
Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Именно формирование информационной и цифровой грамотности населения является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики. В рамках Единого урока пройдут очные тематические уроки в образовательных учреждениях, а также круглые столы, викторины, родительские собрания, лекции экспертов, сетевые конкурсы и другие мероприятия на федеральном, региональном и районном уровне.
Квест по цифровой грамотности «Сетевичок» (www.сетевичок.рф)
Квест проводится при поддержке Администрации Президента России, Полночных представителей Президента России в СФО и УФО, Минобрнауки России, 7 федеральных ведомств и всех субъектов Федерации, а также Постоянного комитета Союзного государства, Министерствами образования республик Приднестровья, Киргизии, Белоруссии, ЛНР и ДНР. В 2017 году проект "Сетевичок" был номинирован Минкомсвязи России на престижную премию ООН на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).
Основная цель квеста - формирование у школьников и студентов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы во Всемирной сети.
Участникам будут предложены онлайн-курсы обучения, онлайн-викторины, конкурсы рисунков и эссе, опросы и тесты, за участие в которых будут начисляться баллы.
Победителям квеста станут учащиеся, набравшие максимальное количество баллов на уровне района, субъекта, Федерации и стран СНГ. Образовательные учреждения могут провести квест среди своих учащихся и по количеству баллов определить победителей внутри своего учреждения. Все участники получат именные дипломы, а международные победители получат специальные ценные призы.
III Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи.
«Премия Сетевичок» (www.премия.сетевичок.рф)
«Премия Сетевичок» является общенациональной профессиональной наградой, поощряющей заслуги компаний и организаций в сфере 3 информационного контента для детей, подростков и молодежи: сайты, печатные и электронные издания, в том числе книги, программы ТВ и радио. Целью Премии является формирование позитивного информационного пространства детства. Премия проводится совместно с квестом «Сетевичок», участники которого выступают в качестве членов жюри, посещая Интернет-ресурсы и оценивая их.
Таким образом, информационные ресурсы получают целевой трафик и стимул для дальнейшего развития.
III Всероссийское исследование детей и подростков.
«Образ жизни российских подростков в сети» (www.опрос.сетевичок.рф) Цель исследования - выявления позитивных и негативных тенденций развития навыков и компетенций современного поколения в освоении интернетпространства, а также составления картины информационного пространства, в котором живут современные дети и молодежь. Исследование проходит анонимно и в онлайн режиме, что позволит привлечь максимальное количество участников и предоставить молодежи возможность принять в нем участие в любое удобное время — как в ходе учебного процесса, так и с домашнего устройства.